На главную / Пресс-центр / Новости законодательства о госзакупках / Федеральный закон 83-ФЗ вводит новые организационно-правовые формы бюджетных учреждений.


Федеральный закон 83-ФЗ вводит новые организационно-правовые формы бюджетных учреждений.
Все меньше времени остается до вступления в силу Федерального Закона 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", направленного на реформирование бюджетной сферы. Закон, который призван повысить эффективность и качество государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых населению, вызывает, тем не менее, массу споров и опасений, поскольку прописывает новые механизмы финансирования всех бюджетных учреждений, в том числе учреждений здравоохранения, фактически упраздняя сметное финансирование бюджетной сферы.

С 1 января 2011 года все федеральные учреждения (региональные и муниципальные - с 1 июля 2012 года) в зависимости от схемы финансирования будут разделены на три категории: казенные, бюджетные и автономные. При этом сметное финансирование сохраняется только для казенных учреждений. Казенные учреждения - новый тип государственных (муниципальных) учреждений, статус которых совпадает со статусом нынешних бюджетных, за исключением "дополнительных ограничений" - все доходы, полученные от коммерческой деятельности, с 2011 года будут поступать в федеральный, региональный, муниципальный бюджет. В сфере здравоохранения казенными будут психиатрические стационары специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Остальные учреждения здравоохранения изменят свою организационно-правовую форму, все средства им будут выделяться в виде субсидий на оказание бесплатных медицинских услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием , с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Такие организации получат право заниматься деятельностью, приносящей доходы, и самостоятельно распоряжаться этими доходами. Статус таких организаций определяется как бюджетный, либо автономный. Решение об отнесении конкретных учреждений к той или иной группе будет приниматься тем органом власти, в собственности которого находится имущество этого учреждения.

И бюджетные, и автономные учреждения станут максимально независимыми структурами и полноправными участниками коммерческого рынка, при этом у бюджетного учреждения появляется возможность принятия управленческих решений, позволяющих эффективнее использовать свои ресурсы. Тем не менее, бюджетные организации обязаны все операции с поступающими средствами (субсидиями) осуществлять через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ или муниципалитета. Это позволит своевременно уведомить учредителя о финансовом состоянии учреждения.

Автономные учреждения получат большую свободу, чем бюджетные, поскольку они имеют не только полную самостоятельность в зарабатывании и расходовании средств, но и право перечисления этих средств через банк, а не через казначейство, право привлечения инвестиций, право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. Автономные и новые бюджетные учреждения являются государственными или муниципальными учреждениями и не могут быть частными.

Но именно такая коммерциализация сферы здравоохранения и вызывает опасения как у представителей медицинской общественности, так и у рядовых сограждан. Критики законопроекта полагают, что отказ от сметного финансирования может привести, с одной стороны, к сокращению федеральных бюджетных ассигнований на учреждения здравоохранения, а с другой - к исчезновению бесплатных медицинских услуг. Тем не менее, авторы закона опровергают подобные опасения, отмечая, что переход к новым формам финансирования никаким образом не повлечет за собой сокращения расходов на социальную сферу. Финансирование бюджетных учреждений в рамках выполнения госзаказа будет исходить из объема финансового обеспечения текущего года.

Кроме того, закон гарантирует реализацию конституционного права граждан на бесплатное медицинское обслуживание, поскольку обязывает и автономные, и бюджетные организации оказывать населению бесплатные медицинские услуги. Ни бюджетное, ни автономное учреждения не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания, все платные услуги они оказывают сверх плана по бесплатным, причем платные услуги должны соответствовать уставной деятельности организации.

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период, который позволяет как новым бюджетным учреждениям, так и казенным функционировать в прежнем правовом режиме.

Принятие ФЗ-83 вносит изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в Налоговый кодекс Российской Федерации. Изменения также вносятся в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части распространения его положений на казенные учреждения.

125464, г.Москва, Пятницкое шоссе, д.52
E-mail: info@sitekserv.ru
Изготовлено компанией «ArtLink»
Все права защищены © 2005-2009