На главную / Пресс-центр / Новости законодательства о госзакупках / Гарантирующий защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ФЗ № 294 вступил в силу досрочно!


Гарантирующий защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ФЗ № 294 вступил в силу досрочно!
С 1 мая 2009 года вступил в силу ФЗ № 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Первоначально Закон должен был вступить в силу 1 июля 2009 года, однако законодатели, принимая во внимание актуальность закона для развития малого и среднего бизнеса, для индивидуальных предпринимателей, его антикризисную направленность, сочли необходимым ускорить начало вступления в силу положений Закона на два месяца.
Действовавший до принятия Закона Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" признан утратившим силу.

ФЗ № 294 направлен, прежде всего, на защиту интересов представителей малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, поскольку сокращает количество контрольно-надзорных мероприятий, ликвидирует произвол чиновников и необоснованные проверки предпринимателей органами государственного и муниципального контроля.

Вступивший в силу ФЗ № 294 регламентирует количество и срок проведения проверок субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей. Проверки могут быть плановые и внеплановые, документарные и выездные. Плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года, проверяемое лицо уведомляется о проведении плановой проверки не позднее, чем за 3 дня до ее начала. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного и муниципального контроля. Сводный план проведения проверок формируется Генеральной прокуратурой и размещается в сети Internet на сайте Генеральной прокуратуры в свободном доступе. Плановая проверка чаще, чем один раз в три года может проводиться в отношении предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере образования, здравоохранения, в социальной сфере.

Плановая документарная проверка проводится по месту нахождения органа власти на основании документов, имеющихся у контролирующего органа или предоставленных проверяемым лицом. В случае если контролирующий орган сочтет имеющиеся у него документы недостаточными для проведения проверки, он вправе направить проверяемому лицу мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов. Указанные в запросе документы должны быть направлены в контрольный орган в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса. ФЗ № 294 запрещает требовать с индивидуальных предпринимателей, юридических лиц иные документы, не относящиеся к материалам проверки, а также нотариально заверенные копии документов. При обнаружении в ходе документарной проверки нарушений, ошибок, несоответствия предоставленных сведений, органы государственного и муниципального контроля направляют проверяемому лицу требование о предоставлении в течение десяти рабочих дней соответствующих пояснений в письменной форме.

Плановая выездная проверка проводится по месту осуществления предпринимательской деятельности в том случае, если документарная проверка не позволяет контролирующему органу выявить соответствие предпринимательской деятельности текущему законодательству. Выездная проверка проводится только в присутствии руководителя организации, индивидуального предпринимателя, либо в присутствии их уполномоченных представителей.

Срок проведения как документарной, так и выездной проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятидесяти часов в год для малого предприятия и пятнадцати часов в год для микропредприятия. В исключительных случаях Законом допускается продление сроков проведения плановой выездной проверки, но не более, чем на 20 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства, на 15 часов - для микропредприятий.

По результатам проведения проверки составляется акт в двух экземплярах, к которому прилагаются выданные предписания, протоколы, объяснения проверяемых лиц. Один экземпляр акта вручается проверяемому лицу. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не согласны с результатами проведения проверки, они могут направить свои возражения в контролирующий орган в течение пятнадцати дней с момента получения акта проверки.

Внеплановые проверки (как документарные, так и выездные) субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей возможны только в определенных случаях. Основанием для проведения внеплановой проверки являются сообщения об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случае угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Истечение срока ранее выданного предписания, обращения граждан о нарушении их потребительских прав также являются основанием для проведения внеплановой проверки. Проведение внеплановой выездной проверки должно быть согласовано с органом прокуратуры по месту осуществления предпринимательской деятельности.

ФЗ №294 вводит уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности для тех сфер экономики, где велика доля малого и среднего бизнеса (это торговля, бытовые услуги, производство потребительских товаров). Перечень работ и услуг, в отношении которых вводится уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, утверждается Правительством РФ. В соответствии с данной нормой Закона, организация или индивидуальный предприниматель до начала фактического осуществления предпринимательской деятельности и после получения свидетельства о регистрации и постановки на учет в налоговом органе обязаны уведомить об этом органы государственного и муниципального контроля. Ни один контролирующий орган не вправе требовать с предпринимателя каких-либо иных разрешительных документов.
материалов, швейных изделий, производство одежды, производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви, и т.д.

Положения ФЗ № 294 применяются ко всем контрольно-надзорным мероприятиям в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, кроме действий, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, следствием, судом, административным расследованием, прокурорским надзором. Нормы ФЗ № 294 не применяются при проведении мероприятий, связанных с налоговым, валютным, бюджетным контролем, банковским надзором. Мероприятия по расследованию причин возникновения техногенных и природных ЧС, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), несчастных случаев на производстве, контрольные мероприятия в пунктах пропуска через госграницу также не подпадают под действие закона.

Необходимость согласования внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей с органами прокуратуры, предусмотренная новым Федеральным законом, позволит коренным образом изменить ситуацию в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Факты нарушения контролирующими органами своих полномочий, нарушение процедуры проведения проверок, их периодичности, ошибки при составлении проверочной документации, проведение внеплановых проверок без всяких оснований должны быть устранены в результате реализации норм ФЗ № 294. Более того, в настоящее время рассматривается возможность распространения механизма согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры на все организации.

111024, Россия, г.Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Перово, 2-я Энтузиастов ул., д. 5, к. 40, этаж 3, ком. 47, офис 2
E-mail: info@sitekserv.ru
Изготовлено компанией «ArtLink»
Все права защищены © 2005-2009